Хельга, Бог и господин Кекконен. (Рождественский аудио-рассказ)
Рассказ из предновогодней статьи в старой газете.
“Оставался еще месяц до Рождества, но Хельга Хилтунен — финская девочка шести с половиной лет — решила заранее позаботиться о подарках себе. Она прекрасно помнила свое разочарование в прошлое Рождество, когда, заглянув утром в чулок, не нашла там красных туфелек с золотыми пряжками, которые так просила у Санта-Клауса. Нет, нынче она у него ничего просить не будет! Ненадежный господин! А ведь живет в Лапландии, то есть они оба граждане Суоми. Как же он относится к обращениям детей из других стран, если даже желание соотечественницы не захотел выполнить?!
Нет, теперь Хельга обратится к самому господину Богу. Ведь он главнее Санта-Клауса и, конечно, не откажет в просьбе. Девочка взяла лист бумаги, шариковую ручку и вывела: «Милый и добрый Боженька!»
Прежде всего она хотела пожаловаться на «ненадежного господина», но подумала, что просить Бога, чтобы он сначала отругал кого-то, а потом прислал подарок, как-то... бессовестно. Хельга благоразумно решила ни на кого не жаловаться — бог с ним, с Санта-Клаусом. Просто написала, что, как известно господину Богу, скоро будет Рождество и ей, Хельге, предстоят расходы. У нее большая просьба: не будет ли милый Боженька так добр и не пришлет ли 100 марок?
Написала на конверте: «Господину Богу», аккуратно вывела обратный адрес (чтобы Боженька не мучился, вспоминая, где живет Хельга Хилтунен), сбегала к почтовому ящику, бросила письмо.
В Финляндии существует правило, согласно которому письма с неправильным адресом или вовсе без адреса имеет право вскрывать только президент республики. Конечно, обычно он этим не занимается, для этого существует канцелярия, где с каждым письмом поступают так, как считают нужным. Послание Хельги показалось секретарям любопытным, его решили показать президенту: пусть господин Кекконен сам решит, как быть.
Скажем несколько слов о господине президенте. Урхо Калева Кекконен родился в 1900 году в глухой провинции, в местечке Пиелавеси (название это можно перевести как «скирды у воды»). Семья его относилась к сословию торпарей- безземельных крестьян, которым от рождения одна дорога - в батраки. Хотя отец Юхи выбился в лесорубы, будущий президент на свет появился в курной избе. «Родился дюжий лесосплавщик!» — сообщил родственникам счастливый папаша.
Урхо в переводе означает «герой», однако фамилия — самая простецкая, переводится как «Кучкин». Когда Урхо Кекконен начинал свою политическую карьеру, ему советовали слегка изменить фамилию, скажем, на Кукконен (Цветков) или Кокконен (Орлов), однако он отвечал, что скорее поменял бы имя, слишком уж оно напыщенное для простого крестьянского парня.
Кем только не работал будущий президент: был лесорубом, сплавщиком, полицейским чиновником, журналистом, юрисконсультом, финансистом, дипломатом! Годы учебы и работы над собой сделали Кекконена высокообразованным человеком. Президентом Финляндии Кекконен был избран в 1958 году, и возглавлял страну ровно четверть века — дольше, чем кто-либо другой за всю историю Финляндии. И за эти годы он завоевал такую любовь невозмутимых жителей страны Суоми, что даже через много лет после его смерти они назвали Кекконена «самым уважаемым финном в истории страны».
Секретарь, принесший письмо, с любопытством ждал. Кекконен прочитал и задумался. Господин президент вспомнил, как сам ребенком каждое Рождество просил у Санта-Клауса настоящие башмаки из магазина, но много лет так и проходил в грубых башмаках, которые собственными руками шил его отец. Лишь в 17 лет отец разрешил Урхо потратить заработанные им же деньги на пошив настоящих сапог у настоящего сапожника.
«Конечно, девочка должна получить подарок, — размышлял Кекконен. — Но не слишком ли много для маленького ребенка 100 марок?»
Наконец президент решился. Он вынул из кармана бумажник и отсчитал 50 марок.
— Да.. А как отправить? Пожалуй, на почте не примут с обратным адресом «от Бога»?
— Не примут, господин президент.
— Тогда.. Пошлите мою машину.
— Хорошо, господин президент, — ответил секретарь, но не уходил.
Кекконен вновь погрузился в раздумья.
— Вот что, — сказал он наконец,- счет за бензин пусть выпишут на меня.
Пряча улыбку, секретарь удалился.«Однако роль Бога господину президенту обойдется примерно в 350 марок»,- подумал он.
Прошли рождественские каникулы, и в канцелярию вновь пришло письмо, адресованное господину Богу. На сей раз вскрывать его не стали, отнесли прямо Кекконену. Тот, бросив взгляд на адрес, снял очки, хорошенько протер их, надел снова и только тогда вскрыл конверт. Прочитал, подумал и, вздохнув, передал письмо секретарю.
Хельга писала, что деньги она получила в срок, очень благодарна господину Богу и целует его десять раз. Писала, что на машину господина президента, остановившуюся возле их дома, смотрела вся улица. Заканчивалось же письмо так: «И все же, дорогой Боженька, если случится снова отправлять кому-нибудь деньги, не передавай их через господина Кекконена, потому что половину из посланного тобой он оставил себе».“
(Текст Анна Степанова)