В Ярославском художественном музее вспоминали Александра Опекушина
На нынешний год выпало три юбилея скульптора: столетие смерти, 185 лет со дня рождения и 150 исполнилось фактически дебютной работе - монументу Екатерины Второй, для которого наш земляк сделал несколько фигур ее сподвижников. Слово - Марине Смарагдовой.
«ПамятникПушкину» Марина Цветаева писала слитно, действительно, это самая знаменитая работа нашего земляка Александра Михайловича Опекушина, он создал множество памятников российским самодержцам и великим людям, но почти все они были свергнуты с пьедесталов. Сейчас многие восстановлены. В Ярославском художественном — единственном в стране, имеющем филиал Дом-музей скульптора-академика Опекушина, расположенном на его родине, - хранится модель памятника Солнцу русской поэзии.
Любовь Левина, научный сотрудник Ярославского художественного музея:
«Начался этот год со дня памяти Александра Михайловича Опекушина 4 марта. Мы съездили в село Рыбницы, где находится могила скульптора. Мы положили сто алых гвоздик, их потом унесли в церковь, и стояли они там до мая».
В юбилейном году в доме-музее были открыты две выставки: «Памятники Опекушину в открытках разных лет» и экспозиция арт-студии «Синяя птица» «Творения Александра Опекушина глазами детей и подростков 21 века». Ровно 150 лет назад в Екатеринин день - по старому стилю 24 ноября - открыт памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге. В сущности, это был первый памятник императрице за полвека после ее кончины. Автор - Михаил Микешин, создатель монумента «Тысячелетие России». А вот фигуры его сподвижников выполнил наш земляк - Александр Михайлович Опекушин. Статую Екатерины - Матвей Чижов.
Любовь Левина, научный сотрудник Ярославского художественного музея:
«В собрании Ярославского художественного музея находится один уникальный артефакт - рукописная программа музыкального сопровождения всех торжеств, связанных с открытием памятника».
Марина Смарагдова, корреспондент:
«Рядом с моделью памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве расположилась работа его близкого друга Матвея Афанасьевича Чижова «Деревенская любовь». В их биографиях много общего, оба из крестьянского сословия, оба достигли звания академика благодаря своему таланту».