Правда о десятине
Сейчас часто говорят, особенно священники, о сборе десятины (десятая часть всего дохода) с прихожан. Но на каком основании? Ведь это предписание обрядового закона было отменено в Новом Завете на апостольском соборе 51 года (Деян.15:19-20). И никто сейчас не соблюдает все 613 обрядовых заповедей Моисея, даже наоборот, ап. Павел не раз в своих посланиях писал, что он никого и ничем не отягощал: «Мы искали вас, а не вашего». Остается только догадываться, кому выгодно продвигать учение о десятине.
Вот что же говорится в Новом Завете о церковном пожертвовании: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор 9:7)». Похожие слова находим у апологета 2-го века Тертуллиана о пожертвовании на храм: «Каждый ежемесячно, или когда захочет, вносит известную умеренную сумму, сколько может и сколько хочет, потому что никто не принуждается, но приносит добровольно». Итак, никакой десятины у первых христиан не было, а каждый жертвовал, сколько хотел, без принуждения.
Ни в каких канонах, древних рукописях первых христиан, творениях святых отцов мы не находим учение о десятине, а только о добровольном пожертвовании.
В 39-м слове святого Иоанна Златоустого есть одобрение отдавать десятину нищим, вдовам и сиротам. А о том, чтобы платить десятину на церковь, нет ни слова. Более того, христиане даже не слышали о десятине на храм. В этой беседе Златоуст говорит: «А мне кто-то с удивлением сказал: «Такой-то отдает десятину!»». Обратим внимание, что собеседник святителя удивился, когда узнал, что кто-то платит десятину. Если бы христиане платили десятину на храм, то он бы не удивлялся, а значит, ее не было!
Если бы десятина была установлена апостолами в Церкви, то она, сохранилась хотя бы в одной из поместных Церквей, а поскольку этого мы не находим, значит ее и не было.
Существует мнение, что доказательством существования десятины на Руси была десятинная церковь в Киеве. И что пример платить десятину на храм показал святой равноапостольный князь Владимир Святославович. Но это была добровольная воля князя, которая не может быть правилом для всех. Ведь если какой-то святой был монахом, то это не означает, что все христиане должны быть монахами.
Другие, в доказательство необходимости существования десятины, приводят слова Христа из Евангелия Мф. 23:23: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Но посмотрим, как толкует этот евангельский стих блаженный Феофилакт Болгарский: “«Сие надлежало делать», - говорит Господь, не повелевая этим давать десятину, но, устраняя предлог к обвинению, что Он учит вопреки закону Моисееву». Итак, стих, на который хотели опереться сторонники десятины, в толковании святых отцов, обернулся против них.
Некоторые говорят: «десятина, все-таки, хорошая практика, все требы бесплатны и люди учатся отделять что-то для Бога, и к Церкви не возникают вопросы». Но в этих словах есть лукавство, потому что все требы и так должны быть бесплатными. Церковь две тысячи лет не знала десятины и никого не принуждала к пожертвованию. А приучать людей отделять от себя часть для Бога нужно проповедью и собственным примером.