Морис Равель. Общий танец (Вакханалия) из балета Дафнис и Хлоя
С балетом у вашего покорного отношения сложные. Во-первых, будучи именно что меломаном, около 95% мировой музыкальной массы, упакованной в форму балета, считаю непригодной к прослушиванию. Что касается балета как зрелища, то к просмотру я бы рекомендовал безусловно только “Каменный цветок“ (если с оговорками, то ещё 2-3 спектакля). Ну а в общем и целом балетную музыку рассматриваю как разновидность симфонической, и слушаю в наушниках или колонках, не заморачиваясь на сюжетах. Тем более, что они там зачастую абстрактные. Даже у “Лебединого озера“ есть два разных финала; а у “Гаяне“ - два просто взаимоисключающих сюжета.
Равелевских “Дафниса и Хлою“ я так и слушал - в общей симфонической куче, после “Паваны на смерть инфанты“, перед “Благородными и сентиментальными вальсами“. Впрочем, всегда выделял этот балет среди других произведений, отдавая должное оригинальности оркестровки: в состав оркестра Равель ввёл хор. Бессловестный, впрочем. Хористы поют просто “а-а-а!“ или “м-м-м“ - вокализ, называется. Вот эти-то вот вокализации меня и насторожили - очень уж в финальной части они звукоподражательны. Решил изучить матчасть. Оказывается, угадал я - Равель подразумевал именно то, что мне показалось.
Финальная сцена, “Общий танец“, имеет подзаголовок (или второе название) “Вакханалия“. Пережив всякие приключения, главные герои, пастух и пастушка, внезапно вступают в брак, чему очень рады все их коллеги, и, в меньшей степени, бог Пан, который сам когда-то домогался Хлои, но был послан лесом. Ну, в общем, все рады.
Вот, финал балет, “Общий танец“. Хореография и технический уровень танцовщиков предлагаемого фрагмента мне не слишком нравится. Но другие варианты, найденные мною, балансируют на грани жёсткой эротики, а я против развращения нравов, в том числе посредством выразительных средств высокой классики.